Дороги и транспорт «Хватает лишь на заправку»

«Хватает лишь на заправку»

Лидер недовольных «маршрутчиков» объяснил, почему они вышли на пикет

Михаил Омышев ратует за цену проезда 15 рублей, чтобы «маршрутчики» работали «в плюс»

В минувший вторник, 29 ноября, в Красноярске прошел пикет работников маршрутных такси. В акции приняло участи свыше 150 человек. Собравшиеся требовали остановить рост цен на дизельное топливо. Организатором пикета выступила Красноярская ассоциация пассажирских перевозчиков (КАПП). Корреспондент НГС24 встретился с председателем правления КАПП Михаилом Омышевым, чтобы узнать, не выльется ли возмущение маршрутчиков в повышение цен на проезд.

Справка: Омышев Михаил Геннадьевич родился в 1958 году. Окончил автотранспортный факультет Красноярского политехнического университета, защитил диссертацию кандидата технических наук. С 1989 по 2007 год — преподаватель, заведующий кафедрой «Организация перевозок, управление и безопасность на транспорте» СФУ. С 2004 года председатель правления Красноярской ассоциации пассажирских перевозчиков (КАПП).

Михаил Геннадьевич, кто входит в ассоциацию пассажирских перевозчиков и какие у вас задачи?

На сегодняшний день в КАПП входит большинство частных перевозчиков в Красноярске, Канске, Ачинске, Лесосибирске, Енисейске, Минусинске, Шарыпово. Участники КАПП в совокупности осуществляют обслуживание около 70 % количество маршрутов городского общественного транспорта.

Первые попытки объединить частных перевозчиков в сфере общественного транспорта появились в 1994 году, с того момента, как частники вышли на рынок автоперевозок. Это было несколько общественных объединений, которые в итоге в 2004 году и зарегистрировали Красноярскую ассоциацию пассажирских перевозчиков.

Это ваш первый пикет?

Да, до этого момента были митинги, забастовки, но в последние годы мы только регулярно подаем расчеты в комиссию по тарифам в правительство края, но не всегда даже получаем ответы. Вот и вышли на пикет по причине беспрецедентного роста цены на дизтопливо в течение одного месяца. Новых пикетов в ближайшее время мы не планируем.

В чем причина вашего недовольства?

80 % маршрутного парка автобусов Красноярска используют дизельное топливо, и лишь 16 % используют бензин АИ-92. 1 декабря 2010 года комиссия по тарифам правительства Красноярского края установила предельный тариф на городском пассажирском автотранспорте в 13 руб., заложив в расчеты среднегодовую цену за литр дизельного топлива в размере 20 руб. 90 коп.

Так вот, эта цена за 2011 год изменялась несколько раз в большую сторону, что отрицательно повлияло на экономическое положение всех транспортных предприятий, работающих в этой сфере, особенно коммерческий транспорт, который не получает дотаций и субсидий.

Насколько выросли цены на дизельное топливо?

Водители автобусов и кондукторы недовольны соотношением цены за проезд и стоимости топлива

Я предлагаю взять конкретные цифры. В компании «Магнат-РД» отпускная мелкооптовая цена 1 литра дизельного топлива в октябре 2011 года составляла 21,7 руб., 8 ноября — 23,4 руб., а 26 ноября — 24,7 руб., а с 1 декабря — 26,4 руб. На ОАО «Красноярскнефтепродукт» цена 1 литра дизтоплива в розницу на АЗС составляет 24 руб. При попытках перевозчиков заключить мелкооптовые поставки с «КНП» предлагается цена в 26,7 руб.

Отмечу, что 35–40 % рынка поставки дизтоплива в транспортные пассажирские предприятия Красноярска контролирует «КНП», 35–40 % — «Магнат-РД», остальные — мелкие посредники. У нас попросту нет альтернативных поставщиков.

В чем вы видите причину роста цен на дизельное топливо?

Это могут объяснить только сами поставщики и федеральные чиновники. Местная власть этот вопрос не регулирует, если не считать периодического сдерживания цен на АЗС «КНП». Хотя думаю, и там сдерживают цены только до Нового года. Сам рост цен на дизельное топливо ничем не обоснован. Себестоимость бензина выше, а стоит он на сегодняшний день дешевле на мелкооптовом рынке.

Как рост цен сказывается на стоимости билета?

40 % стоимости билета — это затраты на топливо. Стоимость проезда в маршрутных автобусах утверждалась администрацией, исходя из того, что 1 литр дизельного топлива будет стоить 20 руб. 90 коп.

Изменение цен на дизельное топливо сегодня требует увеличения цены проезда как минимум на 2 руб.

Тогда рентабельность услуги будет в пределах 5–7 %, фактически это уровень самоокупаемости, без каких-либо планов дальнейшего развития производственной технической базы предприятий, повышения заработной платы водителей и приобретения новых автобусов.

Какая сейчас рентабельность бизнеса частных перевозчиков?

На пикете перевозчики апеллировали к безопасности пассажиров

У нас минусовая рентабельность с февраля 2011 года.

Если большинство красноярских маршруток сегодня работает в минус, то почему бизнес не уходит из этой сферы?

С этого рынка невозможно уйти без убытка. Кому перевозчики смогут предложить выкупить их планово-убыточный бизнес? Все, кто ушел за последние полгода-год, — потеряли все, продали автобусы по мизерной цене. Никто не хочет покупать городские автобусы при существующем предельном тарифе на перевозку пассажиров и рентабельности бизнеса.

На сегодня каждая маршрутка работает на самопоедание. Все заработанное заправляют в бак и выезжают опять зарабатывать.

Сегодня новые автобусы покупают только за счет бюджета. А самоокупаемость муниципального транспорта обеспечивается за счет различных дотаций — в среднем 4,5–5 руб. сверх стоимости билета.

То есть реальная стоимость проезда на муниципальном транспорте 17–18 руб.

Как при минусовой рентабельности перевозчики платят зарплаты персоналу?

В течение 2 лет работникам коммерческих маршрутных автобусов не индексируется заработная плата. У ряда перевозчиков имеются большие задолженности по выплатам заработной платы и уплате налогов. Не происходит планового обновления парка автобусов, отсутствуют необходимые запчасти, комплектующие.

Это отрицательно сказывается не только на культуре обслуживания, но и, к сожалению, на безопасности пассажирских перевозок.

Какой была рентабельность до роста цен на дизельное топливо?

В декабре 2010 года мы получали 5–6 % рентабельности оказываемой услуги. Рост цен с февраля 2011 года привел к нулевой рентабельности, а затем — с начала летнего периода — рентабельность стала минусовой.

Какой сегодня должна быть цена билета, чтобы перевозчики оставались в плюсе, без дотаций из бюджета?

15 руб.

Что может произойти со стоимостью проезда, если сохранится рост цены на дизтопливо?

Тариф на проезд в маршрутном транспорте определяет правительство края. Думаю, что какие-то меры будут приняты. Я вижу три сценария развития событий. Первый сценарий — 100%-ное возмещение средств за перевозку льготников. Сегодня нам возмещают за их перевозку только 11,6 руб.

Второй сценарий — включение определенных маршрутов Красноярска, обслуживаемых коммерческими перевозчиками, в число дотационных при сохранении стоимости проезда в 13 руб.

Третий сценарий — увеличение стоимости проезда с 1 января 2012 года. Полагаю, что будет выбрано нечто среднее между тремя сценариями.

Возможно ли, что в какой-то момент автобусы не будут выходить в рейсы?

Если литр дизельного топливо на мелкооптовом рынке будет стоить 27–29 руб., то в ближайшие месяцы можно ожидать резкого сокращения количества выходов автобусов на коммерческих маршрутах по существующим графикам.

Антон Понарин

Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства